Президент ПМР Вадим Красносельский назвал инициативу президента Республики Молдова Игоря Додона о представителях Приднестровья в парламенте РМ популистской. Такое заявление Вадим Красносельский сделал во время встречи с членами республиканского «Совета ветеранов войны труда и вооруженных сил Приднестровья».
Вадим Красносельский напомнил, что по итогам двух встреч с Игорем Додоном была достигнута договоренность начать работу по целому пакету проблем экономического и социального характера, не затрагивающих политическую сферу. «Я сразу поставил условие уйти от каких-либо дискуссий по поводу статуса Приднестровья. Наш статус определён народом — это независимость», — отметил президент.
По словам Вадима Красносельского, для того чтобы продемонстрировать готовность к компромиссу, Приднестровьем был сделан ряд шагов по разрешению целого спектра проблем. «Решили именно те проблемы, которые долгие годы молдавской стороной политизировались. Это работа школ с румынским языком обучения на территории Приднестровья… Решен вопрос по миграции, причём не в отношении только молдавских граждан, а в отношении всех иностранных граждан… Решен вопрос по спорным землепользователям в Дубоссарком районе», — рассказал президент.
Также для урегулирования проблемы политически мотивированного уголовного преследования Приднестровье в рамках жеста доброй воли прекратило 10 уголовных дел возбужденных в отношении представителей властей и правоохранительных структур РМ, ожидая ответного шага со стороны Молдовы.
Однако, по словам Вадима Красносельского, представители РМ не продемонстрировали готовности к диалогу и поиску компромиссных решений,продолжается практика нарушения ранее достигнутых договоренностей. При этом Молдова намерена уже в этом году разместить на приднестровско-украинской границе сотрудников своих силовых структур, что может нанести значительный ущерб экономике Приднестровья и является также угрозой безопасности.
«Наряду со всеми этими проблемами, которые я обозначил, эта (инициатива Игоря Додона — прим ред.) чистый такой популизм и пыль в глаза», — отметил Вадим Красносельский в беседе с ветеранами.
«Мы не делим приднестровцев на граждан Молдовы, Украины, России. У нас есть приднестровский народ. Так вот, приднестровский народ по закону Молдовы не может участвовать в выборах на территории Республики Молдова. Поэтому мы действуем строго в рамках нашей Конституции и приднестровского законодательства. И раз по закону Молдовы приднестровский народ не может участвовать в выборах, то он и не будет участвовать. Думаю, это справедливо», — резюмировал президент.
О том, что интересы Приднестровья в молдавском парламенте должно представлять «пять-шесть» депутатов (5% от общего числа парламентариев) Игорь Додон заявил в конце прошлой недели в вечернем эфире телеканала RTR-Moldova, обсуждая реформу молдавского избирательного законодательства.
Демократическая партия Молдовы выступила с инициативой перейти от пропорциональной системы выборов в парламент страны к одномандатной. Против этого выступили практически все оппозиционные партии РМ.
Игорь Додон предложил компромиссный вариант — смешанную систему, при которой 51 депутат будет избираться по партийной системе еще 50 — по одномандатной, «5−6» из числа которых, по задумке Додона, должны представлять интересы Приднестровья. По словам президента РМ, это позволит Приднестровью создать свою фракцию в молдавском парламенте.
При этом Либеральная партия, набравшая на выборах в 2014 году из всех партий,прошедших в парламент, меньше всего голосов, получила 13 депутатских мандатов — в два раза больше, чем Додон предлагает Приднестровью.
В 1990 году количество депутатов представляющих в Верховном Совете МССР интересы жителей Приднестровья было более многочисленным — 60 из 394 парламентариев (15% от общего числа депутатов Верховного Совета МССР). Тем не менее, им не удалось добиться отмены ранее принятого дискриминационного закона «О функционировании языков», предотвратить утверждения Декларации о суверенитете и провозглашения румынского триколора государственным флагом Молдовы. Как вспоминает один из депутатов последнего созыва Верховного Совета МССР, а в последствии первый президент ПМР Игорь Смирнов, мнение представителей Приднестровья большинство молдавских парламентариев просто не учитывало.
«Внутри парламента, в зале, все было предрешено, по-моему ещё до открытия сессии. Нам даже рта не давали раскрыть. Пару раз попытавшись выступить и не получив слова, мы опять предпринимали попытки. Но и они, как правило, были тщетными. А уж и если и давали вставить несколько реплик, то при голосовании они не предпринимались в расчёт. Какой уж там учёт мнений меньшинства! Что же,спрашивается, делать было в таком парламенте?», — отмечается в мемуарах Игоря Смирнова «Жить на нашей земле».